Главная » Здоровье беременной женщины » Основные элементы музыкального языка, Музыкальная Фантазия

Основные элементы музыкального языка, Музыкальная Фантазия

Основные элементы музыкального языка, Музыкальная Фантазия

Основные элементы музыкального языка

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т.п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия, ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это всё выразительные средства музыкального искусства.

Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского.

Вы уже знаете немало музыкальных произведений. Они остались в вашей памяти. Если вы попытаетесь их вспомнить, то наверняка будете напевать мелодию. За работой музыкальной памяти замечательно проследил А. С. Пушкин в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Моцарт восклицает, обращаясь к Сальери:

Да! Бомарше ведь был тебе приятель;

Ты для него Тарара сочинил,

Вещь славную. Там есть один мотив.

Я все твержу его, когда я счастлив.

«Тарар» — опера итальянского композитора Антонио Сальери на либретто Пьера Бомарше.

Прежде всего, Моцарт вспоминает мотив – выразительную частицу мелодии. Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере. А что же такое мелодия? Мелодия — развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Слово «мелодия» произошло от двух слов — melos — песнь, и ode — пение. В общем, мелодия — это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.

Несколько звуков образуют мотив — маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Мелодия — главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения, это душа музыкального произведения.

Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом — устойчивым оборотом.

Если продолжить сравнение с цветком, то следует вспомнить, что цветы расцветают в разное время суток. Одни раскрывают свои чашечки навстречу первым лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий полдень, а третьи дожидаются сумерек, чтобы отдать свое благоухание ночной прохладе.

Мелодии тоже «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины — кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу. Яркий пример тому — песня Е. Крылатова «Крылатые качели» (слова Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Электроника». Мелодия ее, постепенно развиваясь, достигает кульминации, подчеркнутой звонкими повторами самой высокой ноты.

Нетрудно заметить, что строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы — мотивы — объединяются во фразы. Музыкальная фраза, как правило, образуется из двух-трех мотивов. Ее продолжительность определяется продолжительностью дыхания исполнителя, поющего или играющего на духовом инструменте. (В исполнении музыки на смычковых, клавишных инструментах влияние дыхания на величину фразы не ощутимо, но также учитывается.)

Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании (выдохе). Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.

Кульминация (от латинского culminis- вершина) обычно располагается в тактах 5-6 8-тактного периода или в тактах 12-13 16-тактного периода (то есть в третьей четверти периода) и в этих случаях приходится на так называемую точку «золотого сечения». Смысл «Золотого сечения» в красоте строгих пропорций, соразмерности и гармонической уравновешенности частей и целого. «Золотая пропорция» есть и в строении человеческого тела, и в архитектуре, и в живописи. Принцип «золотого сечения» применял великий итальянский ученый и художник XV — начала XVI века Леонардо да Винчи, хотя учение о пропорциях успешно развивалось и претворялось на практике еще в Древней Греции.

Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью. Они бывают разными. Иногда, кажется, нет и не будет конца напеву. Один звук переходит в другой, песня льётся беспрерывным потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большого дыхания». А ещё ее называют кантиленой. Умением создавать подобные мелодии отличались композиторы П. Чайковский, С. Рахманинов и др.

Послушайте русскую народную песню «Соловушка» в исполнении Большого детского хора. Неторопливо, напевно течёт широкая мелодия.

А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она ближе простому разговору, в ней чувствуются обороты человеческой речи. Подобные мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в народе говорят, что былины сказываются, а исполнителей былин называют сказителями. Такие мелодии называют речитативными.

Слово «речитатив» происходит от латинского recitare, что означает — чтение вслух, декламация. Речитатив — полупение, полуговор.

Особенно часто композиторы обращаются к речитативу в опере, где он служит одним из средств музыкальной характеристики героев. Например, в неторопливой и величественной мелодии речитатива Сусанина встаёт мужественный образ героя оперы М. Глинки.

В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются от вокальных, то есть предназначенных для пения. Для музыкальных инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и большими скачками. Замечательные образы инструментальных мелодий можно встретить в фортепианных произведениях великого польского композитора Ф. Шопена. В его ноктюрне ми-бемоль мажор широкая напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка.

Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Ф. Шуберта и романсы С. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена и оперы Дж. Верди, сочинения В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского и многих других композиторов стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям.

Это одно из главных средств выразительности. Она придаёт музыке красочность, а иногда и несёт на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки. Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. А иногда она играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию № 20 Ф. Шопена. В ней практически нет развёрнутой мелодии. Общее настроение создаёт именно гармония.

Последовательность аккордов вместе с мелодией называется гармонией.

Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Аккорды, созвучия и их последовательность и составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией.

В Полонезе ля мажор Шопена мощное «оркестровое» звучание рояля достигается благодаря многозвучным аккордам, сопровождающим мелодию торжественного героического характера.

В музыке существует много произведений, которые звучат легко и грациозно. Например, танцы. Аккорды в одновременном звучании здесь воспринимались бы слишком тяжеловесно и неуклюже. Поэтому в аккомпанементе танцев на сильной доле тактов звучит отдельно нижний звук аккорда (бас), а затем его остальные звуки в одновременном звучании. Такой вид изложения гармонии используется в Вальсе ля бемоль мажор Ф. Шуберта, который придаёт музыке лёгкость и изящество звучания.

В произведениях напевного лирического характера, для достижения мягкого, «струнного» звучания гармонии, часто применяются разложенные по звукам аккорды. В «Лунной» сонате Л. Бетховена такое звучание аккомпанемента, в сочетании с неторопливым движением печальной мелодии, придаёт музыке плавность и создаёт возвышенно-благородное настроение.

Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего-то необычного, загадочного. Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, например, чудо волшебного превращения лебёдушек в красных девиц в опере Н. Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных» аккордов.

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. Вслушайтесь в прелюдию до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. Баха.

В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. Очарованные волшебной игрой гармонических красок, мы не замечаем, что в этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

Ритм — организатор музыкальных звуков во времени. Ритм означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения.

Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам даёт оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце легендарной египетской царицы Клеопатры.

. Ночь. Дворец окружен врагами — войсками римлян. Обитателям дворца грозит плен или смерть. Обезумевшие от страха люди выбегают из отдаленных покоев дворца. Они толпой бросаются к выходу. И вот замирают последние шаги.

Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. В кульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и напряжения.

Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает и большой барабан. Так, пользуясь скупыми музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в которой играет ритм.

Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора М. Равеля «Болеро». Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций). «Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно-страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик sоlо.

Напомним, что в музыке лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука — тоники. В европейской музыке наиболее распространённые лады — мажор и минор. Большая часть произведений, которые вы играете и о которых идет речь в нашей книге, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Г. Свиридова «Весна и осень».

Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, одевшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.

Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов-тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.

Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь — вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой.

Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп — в медленном.

Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Их принято обозначать на итальянском языке.

Largo (ларго) — очень медленно и широко.

Adagio (адажио) — медленно, спокойно.

Andante (анданте) — в темпе спокойного шага.

Allegro (аллегро) — быстро.

Presto (престо) — очень быстро.

Часто встречаются разновидности этих темпов:

Moderato (модерато) – умеренно, сдержано.

Allegretto (аллегретто) — достаточно оживлённо.

Vivace (виваче) — живо.

Послушайте фрагмент основной темы знаменитой Фантазии ре минор великого В. Моцарта. Послушайте, как удачно подобрана мягкая пульсирующая фактура аккомпанемента к этой нежной, хрупкой мелодии.

А следующий пример тоже из музыки В. Моцарта — популярнейший финал его фортепианной сонаты, известный также под названием Турецкий марш или Турецкое рондо. Зажигательная музыка, совсем другая. Здесь В. Моцарт не грустит, не мечтает, а заразительно веселится.

Раньше темпы в музыке определялись приблизительно, по настроению. Но иногда композиторы хотели обозначить темп очень точно. В начале XIX века немецкий механик И. Мельцель специально для этого изобрёл метроном. Нужная скорость легко находится по метроному.

Не менее важно динамика исполнения, то есть сила звучания. Наверняка вы обращали внимание на то, что во время исполнения музыканты играют то громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.

Основных динамических оттенков два, и вы их отлично знаете: форте — громко и пиано — тихо. В нотах их записывают итальянскими буквами: F и Р.

Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко — FF (фортиссимо) или очень тихо — РР (пианиссимо). Часто на протяжении произведения сила звучания изменяется не раз. Давайте вспомним пьесу П. Чайковского «Баба-Яга». Музыка начинается чуть слышно, потом ее звучность все усиливается, доходя до очень громкой, и постепенно снова стихает. Как будто издалека показалась ступа с Бабой Ягой, пронеслась мимо нас и исчезла вдали.

Вот как динамические оттенки могут помочь композитору создать яркий музыкальный образ.

Одну и ту же мелодию можно сыграть и на рояле, и на скрипке, и на флейте, и на гитаре. А можно спеть. И даже если играть её на всех этих инструментах в одной и той же тональности, в одном и том же темпе, с одними и теми же нюансами и штрихами, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской звука, его тембром. Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак.

Тембр — особая окраска звука, свойственная каждому голосу и инструменту. По этой окраске мы отличаем разные голоса и инструменты друг от друга.

Выразительность голоса певца, прежде всего, зависит от красоты его тембра.

Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии. Их обычно четыре. Женские голоса – это сопрано и альты (или меццо-сопрано). Мужские голоса – тенора и басы.

Послушайте русскую народную песню в исполнении хора Им. Пятницкого «Со вьюном я хожу».

Разнообразие певческих голосов особенно заметно в опере, где для каждого персонажа композитор подбирает наиболее подходящий его характеру тембр голоса. В опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» партия царевны Лебедь написана для сопрано, а сватьи бабы Бабарихи – для меццо-сопрано. Исполнитель роли царевича Гвидона – тенор, а царя Салтана – бас.

Поблуждайте по всей клавиатуре фортепиано. Послушайте, как самые низкие звуки отличаются от самых высоких.

Когда вы только начинали знакомиться с инструментом, наверно, вам говорили, что внизу «медведь в берлоге лежит», а наверху «птички поют». Но мелодичнее всего звучат те клавиши, которые находятся в середине. Они чаще всего используются в музыке. И не потому, что до них удобнее дотянуться, а потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если нужно, например, изобразить грозу, то, как же нам обойтись без грома в басах и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?

Что представляет собой ряд клавиш фортепиано? Ряд звуков. А если короче — звукоряд. Значит, регистр – это часть звукоряда. Это правильно, но ничего не говорит нам о самих регистрах — об их характере, особенностях.

Вот, например, средний регистр. Тот самый, в котором мы поем и говорим. Наше ухо лучше всего настроено на «разговорную» волну. А, кроме того, знаете вы об этом или нет, мы слушаем музыку не только ушами, но и голосовыми связками. Когда мы слушаем мелодию, наши связки беззвучно её пропевают, хотим мы этого или нет. Поэтому, когда у певца заболевают связки, ему не разрешают не только петь самому, но и слушать других певцов.

Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит музыку и получает от неё больше удовольствия. Не случайно уже известный вам Р. Шуман писал в своих «Правилах для юных музыкантов»: «Пой усердно в хоре».

Средний регистр — самый привычный для нас. И когда мы слушаем музыку, написанную в этом регистре, то обращаем внимание не на сам регистр, а на другие подробности: мелодию, гармонию и прочие выразительные детали.

А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой выразительностью. Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он делает музыкальные образы крупнее, важнее, значительнее. Он и напугать может. И сказать: «Тсс, это тайна».

Загадочно, необычно начинается пьеса Э. Грига «В пещере горного короля». А вот пугающая тема грозного царя Шахриара из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».

Верхний регистр, наоборот, как бы «уменьшает» то, что в нём звучит. В «Детском альбоме» П. Чайковского есть «Марш деревянных солдатиков». Всё в нём как в настоящем военном марше, но маленькое, «игрушечное».

Теперь мы можем сказать, что регистр — это часть звукоряда, имеющая определённую звуковую краску. Выделяют три регистра: верхний, средний и нижний.

Мы слушали примеры, написанные в одном регистре. Но такой музыки немного. Часто композиторы используют сразу все регистры. Как, например, Э. Григ в фортепианной пьесе Ноктюрн. «Ноктюрн» означает «ночной». В Норвегии, на родине Э. Грига, летом такие же белые ночи, как и в Петербурге. Музыка Ноктюрна Э. Грига красочна и живописна. Регистровые краски играют важную роль в этой звуковой живописи.

1. Презентация — 30 слайдов, ppsx;

Бах. Прелюдия до минор (в исп. клавесина) Бетховен. Соната «Лунная», часть I — Adagio sostenuto (фрагмент), mp3;

Глинка. Речитатив Сусанина «Чуют Правду» из оперы «Жизнь за царя», mp3;

Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» (фрагмент), mp3;

Григ. Ноктюрн из «Лирической сюиты» (фрагмент), mp3;

Моцарт. Рондо в турецком стиле (фрагмент), mp3;

Моцарт. Фантазия ре минор (фрагмент), mp3;

Прокофьев. «Паника», из музыки к спектаклю «Египетские ночи», mp3;

Равель. «Болеро» (фрагмент), mp3;

Римский-Корсаков. «Чудо превращения лебёдушек в красных девиц» из оперы «Садко», mp3;

Римский-Корсаков. Тема Шахриара из симфонической сюиты «Шехеразада», mp3;

Свиридов. «Весна и Осень», mp3;

Чайковский. «Баба-Яга» из «Детского альбома», mp3;

Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», mp3;

Шопен. Ноктюрн ми-бемоль мажор, соч. 9 № 2 (фрагмент), mp3;

Шопен. Полонез ля мажор, ор. 40 № 1 (фрагмент), mp3;

Шопен. Прелюдия до минор, оp. 28 № 20, mp3;

Шуберт. Вальс ля-бемоль мажор, mp3;

«Со вьюном я хожу», mp3;

«Соловушка» (в исп. БДХ), mp3;

3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

О admin

x

Check Also

Понос (диарея)

Понос (диарея). Причины, факторы риска, диагностика причин диареи, лечение диареи Часто задаваемые вопросы Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

Пониженный, повышенный и нормальный гемоглобин

Гемоглобин называют самым удивительным веществом в мире, потому что он осуществляет важнейшую для жизни человека функцию — доставляет в каждую клетку кислород, без которого, как известно, организм может прожить всего несколько минут.

Пониженный гемоглобин: причины и симптомы, продукты поднимающие гемоглобин, лекартсва и препараты от анемии

Гемоглобин - чрезвычайно значимое для организма вещество. Именно его молекулы, являющиеся сложными соединениями белков с атомами железа, ответственны за доставку кислорода к каждой клетке тела.

Помощь психолога: детский психолог, перинатальный психолог

(женское бесплодие и невынашивание, Иногда мы сталкиваемся в жизни с разного рода проблемами и трудностями, и нам может казаться, что нет никакого выхода, никто нас не понимает, и некому помочь… Все это приносит вам плохое настроение, грусть, усталость, бессонницу? Вызывает тревогу, страхи, стресс, обиды? Вы неуверенны в себе, у вас заниженная самооценка? У вас конфликты на работе? Вам непросто сходиться с людьми? Не знаете как вести себя с начальством? Вы страдаете от чувства вины? Или испытываете одиночество? Вас не устраивает ваша внешность, не нравится фигура? Возможно, вас мучают проблемы принятия ответственности или личностного роста? Почему так происходит? Какова причина? Что с этим делать? Эти и многие другие вопросы, возникающие в подобных ситуациях, вы можете обсудить с вашим психологом, который поможет решить многие ваши проблемы и найти свой ответы! Ваш психолог поможет вам рассмотреть проблемную ситуацию шире, проанализировать свою роль в ней и скорректировать свое поведение, взгляды, мироощущение.

Помощник кроссвордиста — быстрый подбор слов

Бог в древнеегипетской религии. Река в Курляндии, впадает в Рижский залив. В религии древних египтян - обозначение одной из пяти составных частей человека, связующий элемент (аспект солнца) между человеком и «сияющей жизненной силой». Российский советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников.

Помогает ли НО-ШПА: инструкция по применению, дозировка и противопоказания

Помогает ли Но-шпа при головных болях: инструкция по применению Но-шпа известный во всем мире венгерский препарат. Свою популярность он поддерживает сочетанием эффективности и цены.

Польза цикория, его вред

Вероятно, многие люди не раз замечали на обочинах дорог и пустырях дикое растение с вытянутыми стеблями, усыпанное скромными голубыми цветочками. Большинство из них принимает его за обычный сорняк, даже не предполагая, что высушенный и перемолотый по особой технологии корень, представляет собой содержимое тех самых баночек с цикориевым «кофе» на прилавках магазинов.

Польза цикория для организма: корень здоровья

Приветствую наших дорогих читателей! Что вам известно о таком удивительном растении, как цикорий? Знаете ли вы, что это источник витаминов и активных веществ? Он применяется в медицине, косметологии, кулинарии и других областях.

Польза цикория для организма, ЧАСТНЫЙ ДОМ

Здравствуйте, уважаемые друзья! В последние годы, как и в давнее советское время, на прилавках чайных и кофейных отделов магазинов прочно обосновался цикорий (растворимый порошок из корня растения или его желеобразный экстракт). Диетологи утверждают в один голос, что включение этого продукта в ежедневный рацион принесет огромную пользу для всего организма, обогатив его витаминами и микроэлементами, поможет обрести вожделенную стройность и полноправно заменит столь популярный энергостимулятор, как кофе, от которого старается отказаться все большее число приверженцев здорового способа жизни.

Польза тыквенных семечек для организма и как их принимать, тыквенные семечки можно ли есть сырыми

Ведь эти семечки содержат массу полезных веществ. Тыквенное масло отличается от всех других масел достаточно богатым минеральным составом витаминами, макро- и микроэлементами.

Польза сауны: вред после сухой сауны, полезные свойства, все о пользе и вреде, фото и видео

Бани и сауны пользуются популярностью не только благодаря своему расслабляющему воздействию на человека, но и потому что они благотворно влияют на организм в целом. О полезных свойствах саун подробнее будет рассказано ниже.

Польза сауны для организма человека

Польза сауны для организма человека. Сауна после фитнеса: польза или вред Польза сауны уже неоднократно доказана учеными. Такое полезное времяпровождение совсем недавно практически вытеснило традиционную русскую баню.

Польза плавания или 10 поводов пойти в бассейн, ХМАО-Югра — Страна Красоты, салоны красоты

Плавание является особым видом спорта, потому что оно способствует укреплению практически всех систем человека, развитию мышечной ткани, сжиганию калорий, расслаблению и обретению прекрасной фигуры.

Польза плавания для похудения, секреты правильного дыхания

* Нажимая на кнопку "Отправить", я даю своё согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Найти для себя лучший способ убрать лишние килограммы сложно.

Польза плавания для здоровья: 11 причин посещать бассейн

Плаванье – это уникальный вид спорта, которым может заниматься каждый человек вне зависимости от возраста и состояния здоровья. В большинстве случаев походы в бассейн, даже на любительском уровне, выступают в качестве эффективного метода профилактики и даже лечения многих заболеваний.

Польза плавания для детей и взрослых

Плавание - очень полезное занятие для ребенка, знаю это не понаслышке. Только дошло это до меня немного поздновато. Но лучше поздно, чем никогда! Мой сын начал заниматься плаванием в 9 лет.

Польза плавания в бассейне для женщин, мужчин и детей

Польза плавания в бассейне для фигуры. Чем полезно плавание в бассейне Физические нагрузки для организма человека – всегда правильный выбор для поддержания активности тела и духа.

Польза музыки: музыка влияет на психическое и физическое здоровье, Очищение организма Здоровье человека

Если вы слушаете музыку дома, в машине, либо в любом другом месте, вы наверняка заметили, что она улучшает ваше настроение. Многие специалисты утверждают, что музыка положительно влияет на здоровье человека.

Польза и противопоказания турецкой бани

Турецкие бани, которым дали название «Хаммам», положили своё существование в первом тысячелетии, второй его половине. Есть такие учёные, которые высказали свою точку зрения насчёт этих бань.

Польза и вред цикория, фото и противопоказания напитка

Большинству потребителей цикорий известен как напиток, приготовленный из одноименного растения и употребляемый вместо кофе. Но это далеко не все способы его применения. Давайте изучим растение более детально, чтобы понять, в чем польза и вред цикория для человека.

Польза и вред цикория, польза для печени от цикория

Затем укрыть под плед и настаивать 4 часа. Отзывы о пользе цикория для похудения: С помощью цикория легко предупредить анемию у беременных. Это позволяет пить цикорий без сахара диабетикам и страдающим от избыточного веса.

Польза и вред цикория растворимого, хранение, как приготовить напиток — Здоровое питание и фитнес

Польза и вред цикория растворимого, хранение, как приготовить напиток Растение цикорий обыкновенный широко известно в России, и редко кто не видел этот голубой цветок, растущий в полях и возле просёлочных дорог.

Польза и вред цикория для здоровья женщин и мужчин, состав

Польза и вред цикория для здоровья женщин и мужчин, калорийность Цикорий — двухлетнее растение, относится к виду пырей и семейству астровых пород. Имеет большой мясистый корень и прикорневую розетку очень хрупких листьев, разных цветовых вариаций, что содержат очень полезную для здоровья горечь.

Польза и вред цветной капусты, состав и свойства, противопоказания, суточные нормы, вкусные и полезные рецепты

Цветная капуста известна нам благодаря Екатерине II. Сейчас овощ набрал достаточную популярность в разных странах мира, не стала исключением и Россия. Иногда возникают споры о пользе и возможном вреде и противопоказаниях к употреблению продукта.

Рейтинг@Mail.ru